ПОЛОЖЕНИЕ
О МУЗЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ)
1.1. Школьный музей
(далее — музей) — обобщающее название музеев, являющихся структурными
подразделениями образовательных учреждений Российской Федерации независимо от
их формы собственности, действующих на основании Закона Российской Федерации
“Об образовании”, а в части учета и хранения фондов — Федерального закона о
музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации.
1.2. Музей организуется
в целях воспитания, обучения, развития творческой активности, самодеятельности
и социализации обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки,
оформления и пропаганды материалов – источников по истории природы и общества,
имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность. Музей призван
способствовать формированию у учащихся патриотизма, расширению кругозора и
воспитанию познавательных интересов и способностей, содействовать развитию
активности учащихся, овладению ими практическими навыками поисковой, исследовательской
работы, служить целям совершенствования учебно-воспитательного процесса.
1.3. По своему профилю музей является музеем
боевой и трудовой славы жителей поселка Студёный.
2. Основные понятия
2.1. Профиль музея —
специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью
с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.
2.2. Музейный предмет —
памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в
музей и зафиксированный в инвентарной книге.
2.3. Музейное собрание — научно
организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных
материалов.
2.4. Комплектование
музейных фондов — деятельность музея по выявлению, сбору, учету и научному
описанию музейных предметов.
2.5. Инвентарная книга
— основной документ учета музейных предметов.
2.6. Экспозиция — выставленные на обозрение
в определенной системе музейные предметы (экспонаты).
3. Организация и деятельность музея
3.1. Организация музея
в образовательном учреждении является, как правило, результатом краеведческой,
туристской, экскурсионной работы обучающихся и педагогов. Создается музей по
инициативе педагогов, обучающихся, родителей, общественности. Музей
организуется на общественных началах, на основе систематической работы постоянного
актива учащихся и при наличии фонда подлинных материалов, соответствующих
профилю музея, а также необходимых помещений и оборудования, обеспечивающих
хранение и показ собранных коллекций.
3.2. Учредителем музея
является образовательное учреждение, в котором организуется музей.
Учредительным документом музея является приказ о его организации, издаваемый
руководителем образовательного учреждения, в котором находится музей.
3.3. Деятельность музея
регламентируется уставом (положением), утверждаемым директором Школы.
3.4. Обязательные
условия для создания музея:
— музейный актив из
числа обучающихся и педагогов;
— собранные и
зарегистрированные в инвентарной книге музейные предметы;
— помещения и
оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;
— музейная экспозиция;
— устав (положение)
музея, утвержденный руководителем образовательного учреждения.
3.5. Учет и регистрация
музеев осуществляются в соответствии с действующими правилами.
4. Функции музея, содержание и формы работы
4.1. Основными функциями музея являются:
—
документирование истории, культуры и
природы родного края, России путем выявления, сбора, изучения и хранения
музейных предметов;
—
осуществление музейными средствами
деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;
—
организация культурно-просветительской,
методической, информацион-ной и иной деятельности, разрешенной законом;
—
развитие детского самоуправления.
4.2.
Свою работу музей осуществляет в тесной связи с решением воспитательных
и
образовательных задач, в органическом единстве со всей внеурочной
воспитательной работой, проводимой школой.
4.3.
Постоянный актив музея:
— пополняет фонды музея путем организации
походов и экспедиций школьников, налаживания переписки и личных контактов с различными
организациями и лицами, устанавливает связи с другими школьными, народными и
государственными музеями;
— проводит сбор необходимых материалов на
основании предварительного изучения литературы и других источников по
соответствующей тематике;
— изучает собранный материал и обеспечивает
его учёт и хранение;
— осуществляет создание экспозиций,
стационарных и передвижных выставок;
— проводит экскурсии для учащихся, родителей,
работников шефствующего предприятия, оказывает содействие учителям в
использовании музейных материалов в учебном процессе;
— принимает активное участие в выполнении
соответствующих профилю музея заданий общественных организаций, государственных
музеев, военных комиссариатов.
5. Учет и обеспечение сохранности фондов
музея
5.1. Учет музейных предметов
собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному
фондам:
—
учет музейных предметов основного фонда
(подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы)
осуществляется в инвентарной книге музея;
—
учет научно-вспомогательных материалов
(копий, макетов, диаграмм и т. п.) осуществляется в книге учета
научно-вспомогательного фонда.
5.2. Ответственность за
сохранность фондов музея несет руководитель образовательного учреждения.
5.3. Хранение в музеях
взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности
людей, категорически запрещается.
5.4. Хранение
огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней
осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
5.5. Предметы,
сохранность которых не может быть обеспечена музеем, должны быть переданы на
хранение в ближайший или профильный музей, архив.
6. Руководство деятельностью музея
6.1. Общее руководство
деятельностью музея осуществляет руководитель образовательного учреждения.
Направляет работу школьного музея и его совета заместитель директора школы по
воспитательной работе.
6.2. Непосредственное
руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея,
назначаемый приказом по образовательному учреждению.
6.3. Текущую работу
музея осуществляет совет музея, избираемый общим собранием актива музея. Совет
музея разрабатывает планы работы: организует встречи учащихся с ветеранами
войны и труда, передовиками производства, деятелями науки, культуры, искусства;
осуществляет подготовку экскурсоводов, лекторов и другую учёбу актива.
6.4. В целях оказания
помощи музею может быть организован совет содействия или попечительский совет.
В совет содействия входят учителя, представители государственных музеев,
шефских организаций, родители. Совет содействия оказывает помощь учащимся –
активистам школьного музея в работе, а также, способствует установлению связей
с научными учреждениями, государственными музеями, с другими школьными музеями
района, города, области.
7. Реорганизация (ликвидация) музея
Вопрос
о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его коллекций решается
учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.